2 декабря 1937 года родился
Виктор Ягов. Поздравляем его с юбилеем!
Очень хочется
рассказать не только о нём, но и о целом поколении его сверстников довоенного
производства.
Итак, родился человек. Что-то ждёт его, каким вырастет, кто
его вырастит.
И что из него получится.
Любая мать задаёт себе эти вопросы. Конечно, долгожданного сына Евгения
Михайловна Ягова мечтала увидеть умным, сильным духом, цельным человеком.
Таким он и вырос. Под её влиянием, и, конечно,
набираясь мудрости в школе, в книгах, в кинофильмах. Отца уже не было, но всё
время, и в ссылке, и в Солнечногорске мечтали,
что вернётся, что жив. И дедушка рано умер. Так что мужчиной приходилось становиться самому. Здесь и сказался
характер. Закалка спортом, своей
методикой учёта каждой минуты времени. Во всех дневниках с раннего
детства: зарядка, себя в порядок, школа, институт, дела и пр. А завершение
любого дня, как бы поздно он не кончался – чтение книг. Особенности памяти –
запоминать всё быстро и насовсем, поэтому выучил много Пушкина, Маяковского,
других поэтов. И ещё невероятная тяга к
музыке, к прекрасному. И это с самого - самого детства. Не было в
барачном доме, где они жили с мамой в Солнечногорске, радиотарелки. А вдоль железной дороги лежали свезённые для
погрузки, приготовленные к переплавке трофейные немецкие танки. Туда-то пробрались ребята из окрестных домов. Повезло и
маленькому Вите. Удалось выломать наушник
из шлемофона. Как-то сообразил подключиться к радиотрансляции. И через этот наушник выучил любознательный школьник
почти все арии, дуэты, а иногда и хоры из опер.
Тогда раз в неделю передавали какую-нибудь оперу с самыми классными
певцами: Фёдор Иванович Шаляпин, Иван Семёнович Козловский. Максим Дормидонтович
Михайлов, Александр Степанович Пирогов;
всех любимых не перечислишь, конечно, Гмыря, Ивановы, Обухова, Максакова и многие многие
другие голоса на всю жизнь стали самыми, самыми….
Из увлечений, конечно, шахматы !!! За школу играл на первой доске с 8 по 10 класс. Все тогда увлекались шахматами. В соревнованиях по лёгкой атлетике, выступал
на дистанциях 800 и 3000 м. Школу
закончил с золотой медалью. Пошёл на
ПТЭФ. Учился отлично, занимался спортом, общественной работой, ленинский стипендиат, МЭИ кончил с отличием. За время обучения в институте и после 5 раз был на
целине. В 1962 году стал организатором первого стройотряда МЭИ,
первым его командиром. Многие целинные традиции были заложены именно им. В сайте стройотряд МЭИ прослежены все этапы
создания, подготовки и работы тысячного отряда на целине. Опыт руководства
большим коллективом был выработан в комсомоле. В 1963-64 гг руководил
десятитысячной комсомольской организацией МЭИ.
То ли время создавало таких руководителей коллективов, то ли наоборот. А
время было необыкновенное, и люди такие
были нужны.
Безотцовщина
Поколение студентов, родившихся перед войной, отличается от тех, кто
родился после неё на целую ВОЙНУ.
А это не только голодное
детство, ранние и многочисленные заботы. Это прежде всего БЕЗОТЦОВЩИНА.
Наверное когда-нибудь этот феномен
будет изучен досконально. Но в этих заметках мне хочется подчеркнуть именно тот факт, что ребятам
досталось по полной программе. Когда во втором
классе школы №8 г. Тамбова, где учился Витя на 40 учеников (школа была
мужская) не было отцов практически у всех, за исключением 2-3 мальчиков. Это говорит
само за себя. То же было в Солнечногорске в 4 классе. И вот всё-всё надо было начинать с нуля.
Они с этого и начинали и за
одно поколение (не имея НИ-ЧЕ-ГО!!! ) создали
себя, своё окружение, возместив собою миллионы, не пришедших с войны отцов. Откуда-то пришло к ним сознание, что всему
надо научиться самим, чтобы было что потом передать детям и внукам. С
величайшим трудом доставались им знания, навыки. Они сами вырабатывали в себе
культурные потребности, читали, слушали музыку, стремились к прекрасному. Так
создавался целый пласт нового пополнения
интеллектуалов, заменивших выбитый войною строй способных умных, но не успевших
в эту жизнь, отцов. Эти ребята были комсомольским активом в группах, на факультете
в институте. Они составили костяк будущих стройотрядовцев. Сначала многие из
наших ребят работали на электрификации Подмосковья. Потом они сами зарабатывали себе квартиры,
дачи, книги, просто ложки-плошки, не получив это в наследство от бабушек , дедушек,
родителей.